Экскурсия в музей "Слуцких поясов"
Учащиеся УО "Гомельский государственный колледж транспорта и транспортных коммуникаций", находящиеся на оздоровлении в санатории, посетили музей "Слуцких поясов", где познакомились с историей создания слуцких поясов, способами их изготовления.
Слуцкая фабрика художественных изделий – одно из крупнейших предприятий художественных промыслов Белоруссии. Размещена она в древнем, насчитывающем без малого девять столетий, летописном Случеске, который издавна славился искусными ремесленниками. Замечательная страница в историю Слуцка была вписана во второй половине XVIII – первой половине XIX веков, когда на мануфактуре, принадлежавшей Радзивилам, было налажено производство поясов. Впоследствии эти пояса получили название «слуцкие». Под руководством Яна Маджарского армянского мастера из Стамбула, а позже его сына Лео Маджарского, Слуцкая мануфактура или, как её называли «персиярня», выпускала в год около 200 поясов тончайшей работы. Из шёлковых, серебряных и золотых нитей искусством художников и ремесленников-ткачей создавались подлинные шедевры.
Музей истории слуцких поясов состоит из нескольких зон. В первой – «Пласты истории» можно увидеть представителей разных мировых цивилизаций в определённые периоды истории. На протяжении всей истории пояс был обязательной частью костюма у всех народов мира. Его внешний вид, стилистика и функции менялись на протяжении веков.
В зоне «Слуцкий пояс» представлен оригинал и копия слуцкого пояса. В XVIII–XIX вв. пояса изготавливались из шёлка, золотых и серебряных нитей. Одно изделие могло содержать от 65 до 200 грамм драгоценного металла.
У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырёхсторонние слуцкие пояса – каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
В зоне «Фрагмент дворца Радзивиллов» можно увидеть, как жили представители знатного рода. Будучи представителями одной из самых старинных знатных польско-литовских фамилий, Радзивиллы состояли в родстве со многими влиятельными родами, в том числе с королевскими домами Европы. Несвижские Радзивиллы были фантастически богаты. Дворцовые залы украшала роскошная мебель, персидские ковры, полотна знаменитых художников, бесценные коллекции предметов искусства, хрусталя, оружия, монет и медалей. Некоторые залы были целиком отделаны мрамором, алебастром или золотом.
Зона «Мануфактруа» даёт представление о состоянии производства XVIII–XIX вв. Комплекс зданий слуцкой мануфактуры занимал большую площадь – 2,4 гектара. Общее число работников доходило до 60 человек. На персиарне изготавливалось 200 поясов в год.
Вскоре после присоединения Беларуси к России пояса выходят из моды. Леон Маджарский прекратил аренду мануфактуры в 1807 г. Бывшая «персиарня» сократила изготовление поясов и расширила выпуск парчовых узорных и золотных тканей, главным образом, для нужд церквей и костёлов. Этот период нашёл отражение в «Сакральной зоне».
«Народная зона» знакомит посетителей с бытом обычных людей. Пояс в традиционной культуре белорусов являлся значимым и исключительно многофункциональным предметом. Он был необходимым компонентом одежды, выполнял разнообразные символические и обрядовые функции, а также использовался в быту в различных целях.