Главная » Новости » Лента новостей

О ситуации на рынке государственного технического осмотра автомобилей

15

О ситуации на рынке государственного технического осмотра автомобилей в регионе, основных направлениях деятельности и дальнейших планах по развитию рассказал в интервью корреспонденту «ТВ» Людмиле Копать начальник отдела по административным процедурам в Гомельской области УП «Белтехосмотр» Анатолий Дробов.

rbt

Анатолий Дробов:

Я уверен, что работа Гомельского отдела, как и всего УП «Белтехосмотр», не только эффективно стимулирует людей поддерживать свои транспортные средства в исправном состоянии, но и значительно повышает безопасность дорожного движения в целом.

– Анатолий Иванович, что представляет собой сеть диагностических станций Гомельщины?

– Организация проведения государственного технического осмот­ра, его координация и выполнение административных процедур – основные направления работы нашего отдела. В настоящее время в области функционирует достаточно развитая сеть из 34 ДС, три из которых принадлежат УП «Белтехосмотр», 13 (38%) находятся в системе ОАО «Гомельоблавтотранс», остальные – разных форм собственности, в том числе 11 (32%) частных. В 18 районах из 21 услуга по гостехосмотру предоставляется на постоянной основе. Все диагностические станции работают в равных условиях. На каждой в обязательном порядке присутствует инженер УП «Белтех­осмотр», который осуществляет административную процедуру. Таких инженеров по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении – 36, а весь наш отдел состоит из 39 работников. И одна из главных задач коллектива – создать максимум удобств для клиентов.

Сегодня мы живем в преддверии строительства собственной базовой диагностической станции в Гомеле – во всех областных центрах такие уже есть. Гомельский отдел УП «Белтехосмотр» уже получил акт выбора земельного участка и готовый проект экспертизы, строи­тельство начнется в 2023-­м.

– Еще год назад в ожидании, что дорожный налог отвяжут от тех­осмотра, автомобилисты перестали заезжать на диагностические станции, их не пугали даже штрафы. Но с января 2021-­го, когда отменили госпошлину и вместо нее ввели транспортный налог, все изменилось.

– Да, такое решение однозначно сработало. С января по март прошлого года на ДС области, как и по всей республике, в очередях стояло до полусотни автомобилей. За те первые три месяца 2021-­го мы выдали 78,5 тыс. разрешений. Прирост к такому же периоду предыдущего года составил 238%.

Чтобы не создавать больших очередей, тогда ввели дополнительные рабочие дни, отозвали из отпусков инженеров, рекомендовали принимать только по записи. Словом, делали все возможное для качественного обслуживания клиентов, можно сказать, трудились в экстремальных условиях. Затем активность авто­владельцев стала плавно снижаться, соответственно сокращалось количество выданных разрешений. Такое положение дел продлилось до начала октября текущего года.

– Предполагаю, что новый виток активности в октябре и ноябре 2022-­го произошел в связи с тем, что на Гомельщине заработали камеры фотофиксации, которые не только определяют превышение скоростных режимов, но и отслеживают прохождение техосмотра.

– Прогресс не стоит на месте. Осуществлять функцию контроля наличия разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении нам теперь помогают технические средства, то есть камеры. Они фиксируют регистрационный знак автомобиля и сверяют его с базой данных АИС «Белтехосмотр». Если разрешения нет, выносится соответствующее постановление и к автовладельцу предъявляются штрафные санкции, о чем его уведомляют так называемым письмом счастья. Если нарушение зафиксировано впервые, выносится предупреждение. В следующий раз для собственника или владельца транспортного средства предусмотрен штраф в размере 0,5 базовой величины.

Надо признать, что установленные на гомельских дорогах камеры фотофиксации и полученные штрафы стали катализатором, ускорившим прибытие на станции диагностики машин, не прошедших техосмотр. Однако говорить о массовости преждевременно. Да, в октябре поток автовладельцев на ДС несколько вырос – в среднем на 150–200 машин в день, но уже к середине ноября снизился до прежнего уровня.

Только за октябрь на Гомельщине было выдано около 13 тыс. разрешений, что на 6% больше, нежели за такой же период 2021­-го. Общее же их количество с января пока ­на 14% меньше аналогичного прошлогоднего показателя.

Отмечу, что около 20% водителей получили разрешения на допуск к участию в дорожном движении в январе – апреле 2021­-го сроком на два года. Это значит, что в начале 2023­-го ситуация с очередями может повториться. Поэтому не стоит откладывать визит на последний день, лучше пройти процедуру заблаговременно и участвовать в дорожном движении на законных основаниях. И многие клиенты записываются на техосмотр заранее. Это можно сделать и через сайт нашего предприятия.

– Анатолий Иванович, я обратила внимание, что теперь в разрешениях на допуск к участию в дорожном движении ставится конкретная дата, до которой действителен документ.

– Раньше в сертификате указывался только месяц. Например, если автомобиль прошел техосмотр 10 марта, а ему больше десяти лет, то он мог прибыть на эту процедуру и 31 марта следующего года. В настоящее время в разрешении прописывается точная дата. В приведенном мною примере – 10 марта 2023 года, а значит, приехать на ДС нужно до этого числа.

Что касается частоты прохождения процедуры, то все зависит от типа автомобиля, его года выпуска, назначения. Так, раз в шесть месяцев должны проходить техосмотр легковые автомобили, автобусы и другие транспортные средства, которые используются для перевозок пассажиров. Раз в год процедура обязательна в отношении легковых машин, выпущенных десять и более лет назад, а также грузовиков, тягачей и седельных тягачей, специальных автомобилей.

– С 22 сентября изменились требования к прохождению гостехосмотра. Как это повлияло на работу сотрудников Гомельского отдела?

– Теперь требования к транспортным средствам при прохождении ими гостехосмотра диктуются не техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а ТР Таможенного и Евразийского экономических союзов. То есть вместо положений ТКП 309­2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» диагностические станции начали выполнять положения технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Принятые нововведения на дея­тельность наших сотрудников не повлияли. При проведении контрольно­-диагностических работ на соответствие установленным требованиям мы, как и раньше, проверяем рулевое управление, тормозные системы, внешние световые приборы, колеса и шины, двигатель и его системы, электрооборудование, ходовую часть, а также изменения в конструкции транспортных средств, кузов, элементы, обеспечивающие обзорность. Тем не менее требования, которые предъявляются в отношении тормозных систем и внешних световых приборов, усиливаются.

В соответствии с новыми положениями относительная разность тормозных сил колес не должна превышать 25% для осей с барабанными механизмами и 20% – с дисковыми. Нормативный показатель для стоя­ночной тормозной системы будет формироваться не как фиксированная величина, которую раньше применяли диагностические станции, а как расчетная.

У фар ближнего света проверяется его сила и в световой части светового пучка, а дальнего – максимальная сила. Что касается противотуманных и фар ближнего света, то к их регулировке теперь применяются более мягкие требования. Как и прежде, остаются под запретом пленочные и другие покрытия на поверхности стекол.

Говоря об экологической безопасности транспортных средств, отмечу, что определять содержание углеводородов в отработавших газах будут только у карбюраторных двигателей. Нормы показателей дымности значительно отличаются от установленных ранее. Так, для автомобиля 4­-го экологического класса дымность не должна превышать 1,5 м–1 (ранее – не более 0,5 м–1). Диагностические станции больше не будут проверять наличие на авто внешних видимых наклеек, кроме тех, что находятся на стекле, а также рекламы, за исключением транспорта специальных служб оперативного назначения.

– В планах УП «Белтехосмотр» – осуществлять выдачу разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в электронном виде. Это новшество должно упростить жизнь автолюбителям.

– Наши диагностические станции постепенно уходят от бумажных карт. В тестовом режиме мы уже отработали в данном направлении. Дело осталось за утверждением на законодательном уровне.

Что касается выдачи разрешений в электронном виде, то подготовка к этому активно ведется. Задача перехода на цифровой формат стоит в планах работы Минтранса на 2022–2023 годы. Но уже сейчас, при внесении изменений в ПДД, разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении убрали из перечня обязательных документов, которые должен иметь при себе водитель, и для предъявления по требованию Госавтоинспекции и других контролирующих органов. Теперь его наличие проверяется по базе АИС «Белтехосмотр».

Благодаря введению электронной системы время прохождения процедуры сократится, следовательно, не будет очередей, которые мы иногда наблюдаем, а наши инженеры, работающие на диагностических станциях, станут операторами и будут делать то же самое, но удаленно, в созданном едином колл­-центре.

– Анатолий Иванович, ваши сотрудники по­-прежнему активно, как говорится, в одной связке работают с УГАИ УВД Гомельского облисполкома и его структурными подразделениями в регионе?

– Да, вместе мы регулярно выезжаем на дороги области. В прошлом году провели 266 совместных рейдов, с начала 2022-­го – 144. И у «Белтехосмотра», и у Госавтоинспекции цель одна: пресечь факты эксплуатации технически неисправного транспорта. В прошлом году на Гомельщине к административной ответственности за управление транспортным средством без государственного технического осмотра привлечены 36 730 собственников, за январь – октябрь 2022-­го – 38 400.

В ходе совместных рейдов приходилось неоднократно убеждаться в том, что на наших дорогах все еще встречаются безответственные автомобилисты. Из десяти проверенных транспортных средств у трех­-четырех, как правило, нет разрешений. Некоторые собственники жалуются на отсутствие денег на подготовку машины к процедуре гостехосмотра. Другие его попросту игнорируют.

Недавно совместно с МЧС мы проводили акцию, в рамках которой не только проверяли наличие разрешения на допуск к дорожному движению, но и объясняли водителям необходимость иметь огнетушитель в связи с участившимися пожарами на автотранспорте. Остановили мчащийся черный джип и по базе данных АИС «Белтехосмотр» выяснили, что владелец разрешения не имеет. На наше законное требование пройти тех­осмотр, он в категоричной форме заявил, что на станцию не поедет и платить за диагностику не станет. А вот у остановленных следом «Жигулей» техосмотр пройден, комплектность, огнетушитель – все есть. Вот и получается: у одного – денег море, он готов платить штрафы, но по каким­-то «принципиальным» соображениям не хочет раскошеливаться на техосмотр. А у другого в карманах, как говорят, ветер гуляет, но он человек законопослушный, добросовестный, его старенькая машина – в образцовом порядке.

Во время рейдовых проверок мы обычно используем доступ к базе данных информационной системы АИС «Белтехосмотр», которая формировалась и совершенствовалась с момента образования УП «Белтех­осмотр». В ней заложены сведения об автомобилях, прошедших гостех­осмотр (на какой станции, сколько раз, какие неисправности были выявлены и т. п.). И система постоянно обновляется. Этой своей уникальной базой мы активно делимся с Транспортной инспекцией, ГАИ, налоговыми органами.

Материалы https://transport-gazeta.by/otkladyvat-vizit-ne-stoit/

Наши контакты

Наш адрес

246050, г. Гомель, ул. Советская, 29

belproftrans.gomel@mail.ru

8 (032) 32-90-76

Время работы

Пн-Чт: 8.00 - 17.00

Пт: 8.00 - 15.45

Сб-Вс: выходной

Нажимая кнопку "Отправить" вы принимаете условия Политики обработки персональных данных.